27.11.2015 — 02.03.2016 Mutated Reality групповая выставка Francis Bacon
Chuck Close
George Condo
Wim Delvoye
Carroll Dunham
KAWS
Mike Kelley
Tony Matelli
Malcolm Morley
Peter Saul

“Думаю, теперь человек понимает, что он – чистая случайность”, говорит художник Фрэнсис Бэкон в интервью своему надежному собеседнику, критику Дэвиду Сильвестеру. “Он абсолютно неустойчивое существо, он должен играть в эту игру без сверхзадачи. Думаю, что даже когда писали Веласкес и Рембрандт, они в каком-то смысле, вне зависимости от их отношения к жизни, принимали условности определенных типов религиозного чувства. А у нынешнего человека все это отменено напрочь”. Работа Бэкона “Two Men Working In A Field” (1971) открывающая выставку “Mutated Reality” – именно об этом: великая традиция пейзажа с отдельными героями, закончившаяся во французской живописи на социалисте Милле, а в британской – на пре-рафаэлитах, здесь уже лишена и следа того достоинства, которое картина могла дать своему объекту. От человека остался кусок мяса или, как писал Бродский, “часть речи”: все превращается в язык и развивается по законам языка, искусство путает подлежащее со сказуемым и теряется в момент, когда нужно что-либо триумфально утвердить. Веры в со-бытие картины и человека в пространстве общей протяженности больше нет.
Мы, однако, во что-то все-таки верим – например, в неизбежность мутаций, обновления, неустойчивости с тех пор, как роль таких трансформаций была признана большой наукой. Художники “Mutated Reality” смешивают и взбалтывают ностальгию по прошлому и неприглядное настоящее, которое готово переварить любую плоть в тлен и обратно, как на сатирическом полотне Питера Сола “Here Comes The Garbage” (2012). Художников на юбилейной выставке галереи Гари Татинцяна, помимо внушительных послужных списков и общепризнанного качества работ, объединяет способность по-разному раскрывать суть метаморфоз, произошедших с легко считываемой реальностью за последние полвека.
Легендарный калифорниец Майк Келли в своей серии “Kandor”, названной в честь планеты, где родился Супермен, исследует фиксацию современной культуры на принципиально неисполнимых сценариях тотальной справедливости, абсолютной силы и благородства.
Обратная сторона этой обсессии видна в картине Джорджа Кондо “Spiderwoman” (2002), напоминающей о кошмарах Босха, но твердо стоящей всеми ногами в современности, зарезервировавшей за самоценной женской сексуальностью место вблизи от входа в ад “Антихриста” фон Триера. Взгляд несколько успокаивает портрет кисти Чака Клоуза (“Shirley”, 2007), но и здесь настойчивая декоративность компьютерных фильтров трансформирует человеческое воплощение во множество корпускул, как на “Атомной Леде” Сальвадора Дали.
Очевидная смена ориентиров, отмена верха и низа, ведущая роль ужаса и жажды нового в создании художественного впечатления начались с сюрреалистов, детей Первой Мировой, впервые столкнувшей человека с массовым уничтожением и массовой культурой. Художники “Мутированной реальности” продолжают важные для Бретона, Дали, Эрнста темы дробления человека на мелкие фрагменты, связанные не столь анатомически, сколько силой желания, нередко упирающегося в концептуальный минимализм, как у Кэррола Данема (“Dead Space (Wall)”, 2005). В “Not Yet Titled” (2015) американца KAWS, художника, начинавшего с графитти и тонко чувствующего манипуляции коммерческой уличной культуры, на антропоморфный образ накладываются фрагменты из мультфильмов – как татуировки, оставленные на современном горожанине бесконечной циркуляцией визуальных впечатлений. Адам и Ева в “Fucked Couple” (2005-2007) Тони Мателли выглядят жертвами наводнения, но на деле они всего лишь изгнанники из бытового рая. Между разумным устройством мира и ничего не значащим орнаментом – тонкая грань, как показывает в “Texas Swing” (2009) британец Малькольм Морли: техника на службе соревновательного инстинкта легко превращается в расписной ковер, где яркая раскраска важнее индивидуальной выразительности. А Вим Дельвуа ведет мотив ковра еще дальше, делая из него скульптурный портрет свиньи (“Bidjar”, 2011).
Художники “Mutated Reality” – лишь звено непрерывной спирали ДНК, где карусель мутаций продолжает свое бесконечное вращение.

Со-куратор Виктория Душкина

В рамках проекта ГЦСИ “Мистификаторы”

27.11.2015 — 02.03.2016 Mutated Reality групповая выставка Francis Bacon
Chuck Close
George Condo
Wim Delvoye
Carroll Dunham
KAWS
Mike Kelley
Tony Matelli
Malcolm Morley
Peter Saul

27.11.2015 — 02.03.2016 Mutated Reality Group Show Francis Bacon
Chuck Close
George Condo
Wim Delvoye
Carroll Dunham
KAWS
Mike Kelley
Tony Matelli
Malcolm Morley
Peter Saul

 “I think that man now realizes that he is an accident,” says artist, Francis Bacon, in a discussion with his trusted interviewer, critic David Sylvester, “that he is a completely futile being, that he has to play out the game without reason. I think that, even when Velasquez was painting, even when Rembrandt was painting, in a peculiar way, they were still, whatever their attitude to life, slightly conditioned by certain types of religious possibilities, which man now, you could say, has had completely cancelled out for him.”
The opening piece of the exhibit, “Mutated Reality”, is Bacon's “Two Men Working In A Field” (1971), which speaks directly to this idea: the great tradition of landscapes with individual characters, which ended in French painting with the socialist Millet, and in British art – with the pre-Raphaelites, in this instance is devoid of any trace of dignity that a painting could afford its subject. All that remained of man was a piece of meat or, as Brodsky wrote, a “part of speech”: everything becomes language and develops according to the laws of language. Art confuses the subject with the predicate and gets lost in the moment when something needs to be expressed triumphantly. Belief in the co-existence of the painting and man in a common dimension ceases.
We, however, still believe in something. For example, we believe in the inevitability of mutations, improvements, and instability since the role of such transformations was recognized as a great science. The artists in “Mutated Reality” mix and stir nostalgia for the past with an unappealing present that is ready to burn any flesh to ashes and vice versa, as in Peter Saul's satirical work, “Here Comes The Garbage” (2012). The artists in the jubilee exhibit of Gary Tatintsian Gallery, are united, not only by an impressive track record and the quality of their work, but also by their ability to capture in different ways the essence of obvious metamorphoses that have occurred in the past half-century.
In his series “Kandor” (named after the planet where Superman was born), legendary Californian, Mike Kelly, explores contemporary culture's fixation on the fundamentally impossible scenarios of total justice and absolute strength and nobility.
The reverse side of this obsession can be seen in George Condo's painting, “Spiderwoman” (2002), reminiscent of Bosch's nightmares, but standing firm on all its legs in a modern reality. With its self-sufficient female sexuality, it has reserved a place near the entrance to the hell of von Trier's “the Antichrist”. The mood is somewhat eased by Chuck Close's portrait (“Shirley”, 2007), but even here persistent decorative computer filters transform the human embodiment into a plethora of corpuscles as in Salvador Dali's “Leda Atomica”.
An obvious change in orientation, the abolition of the top and bottom, the leading role of terror, and a thirst for new experiences in the creation of art began with the surrealists, the children of the First World War, who, for the first time, were faced with mass destruction and mass culture. The artists of “Mutated Reality” continue Breton, Dali, and Ernst's theme of breaking man down into small pieces, reconstructed not so much anatomically as according to the force of desire, which often seems modern-primitive, like in Carroll Dunham's “Dead Space (Wall)” (2005). In “Not Yet Titled” (2015) American artist, KAWS, begins with graffiti and a sensitive manipulation of commercial street culture, superimposed on images of anthropomorphic fragments from cartoons, like tattoos left on a modern citizen by endless cycle of visual impressions. Adam and Eve in Tony Matelli's “Fucked Couple” (2005-2007) look like flood victims, but in reality they are just exiles from the paradise of everyday life. There is a fine line between a sensible structure of the world and a meaningless ornament, which is demonstrated in British artist Malcolm Morley's “Texas Swing” (2009). A technique that is subject to competitive instinct is easily converted into a painted carpet, where bright coloring is more important than individual expression. Wim Delvoye takes the motif of the carpet even further, making it a sculptural portrait of a pig (“Bidjar”, 2011). The artists in “Mutated Reality” make up a continuous helix of DNA, where a carousel of mutations continues its endless rotation.

Co-curated by Victoria Dushkina

The project continues with